Региональная информация

Анализ действующего законодательства Республики Мордовия в сфере экстремизма
Законодательство Республики Мордовия в сфере противодействия проявлениям экстремизма в молодежной, политической, криминальной среде основывается на Конституции Республики Мордовия (статьи 12, 13, пункт 1 части 2 статьи 98) и состоит из законов Республики Мордовия, Указов Главы Республики Мордовия и постановлений Правительства Республики Мордовия.

В целях противодействия политическому экстремизму в ходе выборов Законами Республики Мордовия от 27 июня 2006 года № 41-З «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия» (в ред. от 10.07.2009 г.) (пункт 1 статьи 58), от 19 февраля 2007 года № 16-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Мордовия» (в ред. от 10.07.2009 г.) (пункт 1 статьи 69) закреплены нормы, согласно которым «Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая «Интернет»), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая «Интернет») не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости».

Кроме того, в соответствии с положениями Закона Республики Мордовия «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия» (подпункт 7 пункта 7, подпункт 7 пункта 8 статьи 87) и Закона Республики Мордовия «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Мордовия» (пункт 7 части 7, пункт 7 части 8 статьи 92) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте 4 пункта 5.2 статьи 3 Закона Республики Мордовия «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия», а также в течение периода, указанного в пункте 4 части 7 статьи 7 Закона Республики Мордовия «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Мордовия» (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая «Интернет») призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидата, избирательного объединения, республиканский список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае установления в отношении избирательного объединения факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте 4 пункта 5.2 статьи 3 Закона Республики Мордовия «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия» либо периода, указанного в пункте 4 части 7 статьи 7 Закона Республики Мордовия «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Мордовия» (но до выдвижения республиканского списка кандидатов), это избирательное объединение на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая «Интернет») призывало к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждало к таким деяниям, обосновывало или оправдывало экстремизм, либо осуществляло деятельность, направленную на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировало и публично демонстрировало нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения, а также установления такого факта в отношении кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, в течение указанного периода (но до приобретения гражданином статуса кандидата), если избирательное объединение, выдвинувшее этот список, не исключит такого кандидата из списка в соответствии с пунктом 10 статьи 87 Закона Республики Мордовия «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия», либо частью 10 статьи 92 Закона Республики Мордовия «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Мордовия».

Вышеперечисленные нормы республиканских законов базируются на положениях пункта 1 статьи 56 и подпункта «ж» пункта 7, подпункта «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», составляющего наряду с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» и другими нормативными правовыми актами правовую основу противодействия экстремистской деятельности.

В соответствии с правовыми предписаниями пункта 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Законами Республики Мордовия от 29 января 2004 года № 19-З «О референдуме Республики Мордовия» (в ред. от 22.03.2007 г.) (пункт 1 статьи 40) и от 15 февраля 2007 года № 15-З «О местном референдуме в Республике Мордовия» (в ред. от 08.06.2007 г.) (пункт 1 статьи 43) также закреплено, что агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая «Интернет»), выступления представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая «Интернет») не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.

Согласно Закону Республики Мордовия от 30 ноября 1998 г. № 48-З  «Об образовании в Республике Мордовия» (ред. от 12.03.2010) привлечение детей и подростков к участию в массовых беспорядках, воспитание в духе насилия, жестокости, расовой и религиозной розни преследуются по закону. Должностные лица системы образования, педагогические работники за нарушение прав и свобод обучающихся и воспитанников, иные противоправные действия привлекаются к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации (статья 17).

Указом Главы Республики Мордовия от 12 мая 2006 г. № 76-УГ «Об антитеррористической комиссии Республики Мордовия» утвержден персональный состав Антитеррористической комиссии Республики Мордовия и назначены ответственные за организацию работы данной комиссии.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 17 марта 2006 г. № 92 «О Республиканской комплексной программе по усилению борьбы с преступностью на 2006 - 2010 годы»  (в ред. от 28.12.2009 г.) утверждена Республиканская комплексная программа по усилению борьбы с преступностью на 2006-2010 годы, целью которой является охрана конституционных прав и свобод граждан, обеспечение экономической безопасности республики, сохранение контроля над криминальной ситуацией в Республике Мордовия. Одной из основных задач Программы является повышение эффективности борьбы с экстремизмом.

В целях создания и совершенствования многоуровневой системы профилактики преступлений и правонарушений, взаимодействия государственных и правоохранительных органов, общественных объединений и населения в борьбе с преступностью, терроризмом и иными противоправными действиями постановлением Правительства Республики Мордовия от 17 ноября 2006 г. № 503 утверждена подпрограмма «Профилактика правонарушений на 2006 - 2010 годы» Республиканской комплексной программы по усилению борьбы с преступностью на 2006 - 2010 годы, одним из мероприятий которой является организация и проведение профилактических мероприятий «Лидер» - по предупреждению и пресечению групповой преступности несовершеннолетних, тяжких и особо тяжких преступлений, экстремистских проявлений, выявлению и привлечению к ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 марта 2008 г. № 100 «О порядке предоставления субсидий организациям сферы средств массовой информации на возмещение части затрат, связанных с оказанием социально значимых услуг» (ред. от 29.12.2009) предусмотрено предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с оказанием социально значимых услуг в сфере периодической печати и электронных средств массовой информации организациям, осуществляющих размещение материалов по борьбе с терроризмом, экстремизмом, расовой и религиозной нетерпимостью.



http://minjust13.ru/index2.php?mymainmenu=1&mysubmenu=7&mym=0